Продуктовых монополистов разбавили новыми проектами
Фото:
Эксперт Северо-Запад
06 июня 2013 в 17:50
Тэги:
Инфраструктура Два года назад в Петербурге сразу несколько компаний заявили о своем намерении выйти на рынок продуктовой розничной торговли. Предпринимателей не напугала ни высокая конкуренция, ни жесткие правила бизнеса в этой сфере.
Пищевой ритейл в регионе последние несколько лет показывает высокие темпы роста, однако в основном за счет монополистов, которые наращивают обороты продукции. Тем не менее, конкуренцию им составить решили порядка десяти предпринимателей. Первыми о своих планах объявила компания ООО «Сотка», владельцы которой в 2011 году пообещали за три года создать сеть супермаркетов в средней ценовой категории «Сетка», включающую в себя около 50 точек. Инвестором данного проекта выступил «Международный банк Азербайджана-Москва». Флагманский магазин был открыт в Московском районе, и первое время сеть активно расширялась, но вскоре развитие затормозилось. В данный момент работает только четыре универсама.
В средний ценовой сегмент нацелились и супермаркеты группы «Мираторг», принадлежащей Виктору и Александру Линникову. Крупный российский мясопереработчик в 2012 году решил заняться розничной торговлей. В планы компании входило открытие одноименной федеральной сети супермаркетов, похожих по формату на магазины крупнейших российских продуктовых ритейлеров — Х5 Retail Group и «Дикси». Амбициозным планам «Мираторг» удалось сбыться лишь отчасти – в Москве и Московской области компания показала гораздо более высокие результаты, нежели в Северо-Западном регионе, где обещала к 2013 году запустить 60 новых магазинов. Однако получилось открыть пока только 6 супермаркетов в отдаленных районах города.
Еще более смелые заявления делала другая организация – ООО «Серпантин», которая в январе 2012 года представила план по развитию мини-маркетов «Люндик» в Санкт-Петербурге и Москве. «Серпантин» к 2014 году собирался открыть порядка 60 магазинов шаговой доступности в Северной столице и 300 – в Нижнем Новгороде и Москве. Предприниматели делали ставку на удобное расположение и низкие цены, которые не должны были меняться в течение первого года работы. Но дела у компании не заладились, несмотря на поддержку, оказывать которую пообещало городское правительство. В феврале марка открыла сразу три новых мини-маркета, затем в течение полугода еще несколько, и остановилась. Сейчас у компании, судя по искам в Арбитражном суде Петербурга и области, большие задолженности перед поставщиками и арендодателями.
Более успешным проектом оказалось создание сети мини-маркетов импульсного спроса Stopexpress, реализацией которого занимается ООО «Стопэкспресс», на 100% принадлежит Константину Лебедеву, экс-генеральному директору супермаркетов «Норма». Пока открыто 13 торговых точек, к концу года количество магазинов площадью от 20 до 90 кв.м. планируется довести до 40. Stopexpress задумывался как аналог американской сети 7-Eleven – небольших супермаркетов «у дома», где можно приобрести базовый набор продуктов, бытовую химию, промтовары, телефонные карты и другие мелочи, а также выпить кофе и перекусить свежей выпечкой.
Прошлый год ознаменовался выходом на петербургский рынок двух крупных игроков – московской компании «Азбуки вкуса» и финской корпорации «Кеско». В отличие от иностранцев, у отечественного производителя дела идут чуть хуже – вместо запланированных трех продуктовых магазинов премиум-класса пока работает только один супермаркет в ТК «Космополис» на Выборгском шоссе. Однако в ближайшее время должно появиться еще несколько универмагов сети, если найдутся подходящие помещения, соответствующие жестким требованиям «Азбуки вкуса». Финские предприниматели ставили изначально более выполнимые задачи, и в результате по развитию практически не откланяются от намеченной стратегии развития – открыть в Петербурге три гипермаркета в 2012-2013 году, два из которых уже построено.
Ожидания с реальностью совпали еще у одного предпринимателя. Основатель «Пятерочки» и «Карусели» Андрей Рогачев запустил проект мультиформатной сети под брендом «Верный». В планах компании было открытие «магазинов у дома», дискаунтеров и гипермаркетов, которые будут отличаться площадью, но не ценами. Развивать разные форматы торговые сети вынуждает дефицит подходящих площадок, как заявляет сам Рогачев. Петербургскую компанию возглавил Андрей Мотайленко, экс-менеджер Х5 Retail Group, отвечавший за развитие на Северо-Западе, а московскую - Алексей Ваханов, экс-глава уральского филиала Х5. В октябре 2012 года было открыто сразу 11 магазинов, причем пять из них в Петербурге и один - во Всеволожске. Площадь объектов варьируется от 300 до 700 м2. Сеть динамично развивается. Уже работают 38 универмагов в Петербурге и области, и около 25 – в Москве. В ближайших планах «Верного» запустить еще 7 магазинов в Северной столице.
Причиной неудач многих проектов на рынке продуктового ритейла является даже не столько высокая конкуренция, сколько проблема с торговыми площадями. Многие предприниматели отмечают, что зачастую очень сложно найти подходящее помещение, отвечающее всем нормам и требованиям. Эта проблема наиболее актуальна для магазинов шаговой доступности – если несколько лет назад центр Петербурга был просто наводнен такими мини-маркетами, то сейчас их количество неуклонно сокращается. Повышается и стоимость арендных площадей. Если несколько назад предприниматели, разрабатывая проект открытия сети супермаркетов, ориентировались одну сумму, то за последние пару лет она выросла на 25% в среднем, вынудив бизнесменов пересмотреть свои планы и уменьшить количество открываемых магазинов.
Анастасия Федорова
Фото - Trend
материалы по теме