Иллюстрация http://www.inmagine.com/
В распоряжении редакции оказались результаты аналитического исследования, проведенного экспертами Первого Украинского Международного Банка (ПУМБ). Они проанализировали безналичные платежи по более чем 1,5 млн активных карт, обслуживаемых процессинговым центром банка за март — май 2012 года.
По итогам весенних месяцев 2012 года объем безналичных операций с использованием платежных карт частных лиц, эмитированных ПУМБом и 36 банками-партнерами, которые обслуживаются в процессинговом центре ПУМБа , вырос на 67% до 945 млн гривен, а количество операций увеличилось практически в 2 раза, превысив 3 млн. операций. При этом их доля в общем объеме операций выросла до 6,8% (на 1 января 2012 года 5,3%), увеличившись на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если рассматривать географию безналичных платежей, то 59% приходится на платежи на территории Украины и 41% вне территории Украины.
Как известно, 18 сентября 2006 года ПУМБ и его банки-партнеры вывели на рынок совместный бренд «Радиус». На 1 июня 2012 года всеукраинская объединенная сеть «Радиус» насчитывала 36 банков-партнеров и 2 252 банкомата по всей территории Украины, которые обслуживаются процессинговым центром ПУМБа. Проанализированы данные по операциям более 1,5 млн активных карт Visa International и MasterCard Worldwide, обслуживаемых процессинговым центром ПУМБа.
Объем безналичных платежей на территории Украины, гривен
Весной 2012-го наблюдался более чем двукратный прирост платежей на территории Украины в продуктовых магазинах, АЗС и аптеках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В марте было осуществлено 41% всех весенних платежей за косметические товары и 44% всех весенних покупок ювелирных изделий. Большинство приобретений железнодорожных и авиабилетов происходило в апреле (42% и 43% соответственно), а 41% платежей за туристические услуги было сделано в мае. Также в мае было осуществлено 40% всех весенних платежей за товары для строительства и ремонта.
Структура безналичных платежей на территории Украины за март — май 2012 года, %
Около 60% всего объема безналичных операций осуществлялось в продуктовых супермаркетах и магазинах одежды и обуви, что обусловлено высоким удельным весом этих статей в расходах среднего украинца. Также видно, что долевое распределение статей платежей прямо пропорционально распространению POS-терминалов в точках продаж соответствующих товаров и услуг.
Структура безналичных платежей за пределами территории Украины за март — май 2012 года, %
Пребывая за границей, украинцы предпочитают расплачиваться картой за товары и услуги. При этом структура платежей существенно отличается от платежей внутри Украины: 79% от всех операций по карте — безналичные операции, остальное — снятие наличных. Это связано с удобством пользования платежной картой как средством платежа (широким распространением POS-терминалов за рубежом, экономией на затратах на снятие наличности в зарубежных банкоматах и отсутствием необходимости производить обмен валют при оплате картой). Затраты на покупку продуктов питания в зарубежных поездках наших соотечественников минимальны, наибольший объем безналичных покупок приходится на одежду и обувь, а также платежи за услуги гостиниц. Услуги автопроката более востребованы за границей чем в Украине, о чем свидетельствует в 20 раз большее количество операций по данному виду услуг.
В общем объеме безналичных платежей доля платежей за товары и услуги в украинских онлайн-магазинах составила 14%, а в зарубежных — 41%. В целом этой весной количество операций в Интернете выросло на 87% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество операций составило более 530 тыс. на сумму около 80 млн гривен.
Структура безналичных платежей в украинских онлайн-магазинах за март — май 2012 года, %
Вполне ожидаемо одними из наиболее популярных статей затрат в Интернете являются оплата телекомуслуг и бронирование авиабилетов. По сравнению с весенним сезоном 2011-го в текущем году количество операций по оплате телекомуслуг выросло на 78%, а количество операций по бронированию авиабилетов — более чем в 3 раза. В то же время средняя сумма операции снизилась и составляет около 50 гривен за телекомуслуги (75 гривен весной 2011 года) и 2 634 гривны за авиабилет (2 808 гривен весной 2011 года). Стоит также отметить и четырехкратный рост онлайн-покупок железнодорожных билетов.